ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДЛАГАЕТ СЫРЬЕВОЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДО 2025 ГОДА

29 сентября 2019 г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект постановления № 2186 «О Программе деятельности Кабинета Министров Украины». В этой программе правительство представило набор приоритетных целей развития Украины до 2025 г. Несомненно, запрос общества на новую команду и новую экономическую политику на 2020–2025 гг. был обусловлен провальной экономической и социальной политикой предшественников в 2014–2019 гг. Впрочем, старые-новые лица предложили обществу все тот же сырьевой сценарий развития национальной экономики, консервацию нищеты, а также деиндустриализацию на фоне тотальной распродажи государственного и коммунального имущества.

Среди ожидаемых результатов правительственной программы ‒ прогнозируемый рост ВВП Украины на 40%. По расчетам, произведенным «Оппозиционной платформой  ‒ За жизнь», если ВВП Украины и вырастет с $130,8 млрд до $183,1 млрд, это все равно будет ниже докризисного показателя 2013-го – $183,3 млрд. Также правительством запланировано привлечение $50 млрд  прямых иностранных инвестиций. И это при том, что объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины на 1 июля 2019 г. составил $33,7 млрд, а поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Украины за 2018 г. составили всего лишь $2,9 млрд. Так что привлечение $50 млрд выглядит абсолютно нереалистичным.

Особого внимания заслуживает прогноз о двукратном увеличении объемов экспорта товаров Украины. По нашим расчетам, это означает, что объем экспорта товаров должен увеличиться с $47,3 млрд (в 2018 г.) до $94,6 млрд. Но это совершенно не соответствует нынешним реалиям, исходя из условий углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Европейским Союзом, условий соглашения со Всемирной торговой организацией, как и уровню конкурентоспособности и сырьевой направленности украинского экспорта (сельское хозяйство – 41,3%, машины и оборудование – 8,9%).

На наш взгляд, существенно увеличить объемы экспорта товаров возможно, лишь наладив взаимовыгодные торгово-экономические отношения со странами Евразийского экономического союза. Впрочем, нынешнее правительство даже не рассматривает подобные сценарии. Более того, в программе вообще не предусмотрено решение еще одной многолетней проблемы – отрицательного сальдо торгового баланса.

Главный акцент следует сделать на том, что в программе правительства отсутствует даже упоминание о промышленности, не говоря уже о комплексной программе модернизации и возрождения промышленной производственной базы на новой технологической основе. Отсутствуют прогнозные показатели относительно изменения объемов реализованной промышленной продукции, доли инновационной продукции в структуре промышленной, а также объемов экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. И это при том, что по итогам 2018 г. в структуре ВВП Украины удельный вес добывающей и перерабатывающей промышленности составлял 17,5%, тогда как сельского хозяйства – 10,1%. Нет ни слова и о модернизации Донбасса. А ведь, как ранее заявил председатель Политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук, восстановить в той или иной мере индустриальный потенциал Украины без Донбасса будет очень сложно, если не невозможно.

Говоря о предусмотренных социальных мерах, следует отметить, что предложенное снижение цены на энергоносители не подкрепляется расчетными показателями цены на газ, а также уровнем тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги. Планируется, что расходы семьи на коммунальные услуги не должны превышать 15% доходов. Это значит, что при платежке в 3000 грн доход семьи должен составлять 20000 грн. Вопрос: когда это будет? Более того, акцентируя внимание на том, что граждане, реально нуждающиеся в социальной помощи, в том числе субсидиях, получат ее в увеличенных размерах, следует помнить, что в проекте госбюджета-2020 предусматривается снижение суммы, выделенной на субсидии, с 55,1 млрд грн до 47,6 млрд грн.

В системе банковского кредитования экономики власти мимолетно вспоминают о введении фондов частичного гарантирования кредитов. При этом отсутствуют прогнозные параметры относительно понижения учетной ставки НБУ и стоимости кредитов в целом. И новый подход к распределению бюджетных средств по принципу 70/30 (70% должно инвестироваться в развитие экономики, а 30% будет потрачено на социальное обеспечение) также не коррелирует с предложенным проектом госбюджета-2020. Что касается сокращения соотношения государственного долга к ВВП с 62,7% (по итогам 2018 г.) до 40% (на конец 2024 г.), то следует помнить: при условии незначительного роста номинального ВВП соотношение долга не является маркером его реального уменьшения.

В рамках регионального развития запланировано уменьшение межрегиональной дифференциации по основным социально-экономическим показателям: по объему ВРП (на одного человека) – с 17 раз до 15; по объему прямых иностранных инвестиций (на одного человека) ‒ с 187 раз до 100; по объему капитальных инвестиций – с 30 раз до 15; по уровню безработицы – с 2,8 до 1,5 раза. Ожидается, создание 1 млн новых рабочих мест, снижение уровня безработицы с 9,6% до 5% и повышение занятости трудоспособного населения с 66% до 70%, модернизация 24000 км дорог, строительство 5 глубоководных портов и 15 аэропортов, уменьшение как минимум на 20% уровня загрязнения окружающей среды, уменьшение доли государства в экономике до 5%, имплементация в законодательство Украины не менее 80% актов ЕС, рост грузооборота на 20% и т. д. Но главное – правительством не определены реальные стратегические приоритеты до 2025 г., в первую очередь в высокотехнологических секторах, а также механизмы по модернизации аварийного жилого фонда, морально и физически устаревших систем коммунального хозяйства (износ свыше 80%), модернизации АЭС и многое другое.

Напротив, проведенный анализ показал, что предложенная экономическая доктрина Зеленского ‒ Гончарука базируется лишь на трех ключевых приоритетах: продажа земли, приватизация, аренда государственной и коммунальной собственности. А значит, в стране до 2025 г. будет реализовываться аграрно-сырьевая модель развития национальной экономики. Власть не предложила ничего, чтобы преодолеть падение ВВП до 63,5% от уровня 1990 г., а также отставание (по оценкам Всемирного банка) в 50 лет до уровня экономического развития Польши.

Не менее важной особенностью программы КМУ является полное отсутствие конкретных параметров макроэкономического прогнозирования, а также интегральных композитных индикаторов развития экономики в среднесрочном периоде. Пока весь мир движется ускоренными темпами к инновационной экономике, наша страна и дальше теряет свою конкурентоспособность на международной арене. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина в 2019 г. опустилась с 83-го на 85-е место среди 141 страны мира (в 2013-м наша страна занимала 76-е место).

В этих условиях Украине жизненно необходима модель ускоренного инновационного и экономического развития, а также новая интеграционная доктрина. Отмечу, что партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» предложила свою экономическую программу, направленную на радикальное изменение экономического курса, преодоление тарифного геноцида и бедности. На наш взгляд, главными критериями экономического развития должны быть капитальные инвестиции, доля инновационной продукции в структуре промышленной, рост производительности труда, преодоление дисбалансов в товарной структуре экспорта в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение доли альтернативных источников энергии в структуре производимой электроэнергии, стимулирование процессов модернизации всех сфер жизнедеятельности страны на новой технологической основе. Только в этих условиях в стране будет сформирована реальная экономическая база, способная обеспечить повышение уровня жизни.

Опубликовано: 11 октября 2019